a_hramov (a_hramov) wrote,
a_hramov
a_hramov

Category:

Музыка

Вот смотрю на Докшицера, его "Неаполитанскую песню" и фигею.


Вот мастер и мастер. Тем, кто не играл на духовых инструментах, объяснить трудно. Но попробую (утрируя, конечно).
Представьте себе подиум длиной сто метров. И ставится задача: "Пройти по подиуму на высоких каблуках, элегантно виляя бедрами, улыбаясь и бросая игривые взгляды". Это задача. Но ее, худо-бедно, иполнит любая выпускница трехмесячных курсов манекенщиц.
Это можно сравнить с "O solo mio" или "Славься!" Глинки.
Задача может быть поставлена иначе. "Пройти подиум любой ценой за 11 секунд". Пусть обливаясь потом, с выпученными глазами и попукивая от усердия. Такую задачу, худо-бедно, решит любой мастер спорта по бегу.
Это можно сравнить с "Полетом шмеля", "Чардашем" Монти или "Пещерой горного короля". Или цветковским "Когда не хватает техники".
А "Неаполитанская песня" - это "Пройти подиум за 11 секунд на высоких каблуках, элегантно виляя бедрами, улыбаясь и бросая игривые взгляды". Это, мягко говоря, не у всех получается.
Когда я имел отношение к миру музыки, фамилия "Докшицер" произносилась музыкантами-духовиками примерно так же, как "Живой Бог". В том числе и потому, что он был основателем вообще самой концепции солирующего музыкального исполнительства на духовых инструментах в СССР. Еще, конечно, была "тетя Марго" Шапошникова, но она более локальная, "саксофоновая".
Хотя поколения и чуть разные, но сравнения Докшицера с Марсалисом не избежать. Марсалис более мне приятен по-человечески. Да и "Полет шмеля" он почетче выдувает, чем Докшицер. А все равно не близка мне ни его манера исполнительская, ни его изыски композиторские, ни его квинтет джазовый. Тимофей Александрович круче все равно.
Ужасно интересно, встречались ли они? Общались ли? Не слышать друг друга они не могли. Встречаться вполне могли (Докшицер в 2005 году умер). Не вести некоего безмолвного творческого диалога через океан - не могли. А встречались ли? О чем разговаривали? Не знаю, а очень интересно.
Ну и раз уж о музыке пошла речь, расскажу две байки музыкальные, для истории.
Байка первая. Андрюша.
Есть такой человек, Андрюша Кравченко. Саксофонист. Мы с ним учились вместе, играли вместе (подростками еще). Я немного старше его, и в оркестре играл дольше. Так что, по подростковой иерархии я был его, типа "выше". Что он и сам понимал. Вот пришел он в оркестр. Я играю, мне по кайфу, кажется, что круто. И дирижер не предъявляет претензий. И вдруг Андрей стал ко мне тихонько, после репетиций, подходить. И робко так говорить: "Паша, ты тут неправильно играешь. Ты так – а надо этак". Стеснительно. А я смотрю – и вправду! Андрей точно говорит! Я не понимаю сам – а он говорит, как надо. И ведь прав! Я тогда удивился, а после перестал. Потому, что у меня особых способностей к музыке, выше любительских, нет. А у него – есть. Он лауреат сейчас, довольно известный музыкант. И он очень, очень тонкий музыкант. И очень талантливый педагог. В некотором смысле, я его первый ученик. И я говорю - "если хотите ребенка СЕРЬЕЗНО учить музыке, идите к Андрею". Если несерьезно, то не идите, потому что он не понимает, что такое "несерьезно музыке учиться".
Интересно то, что и в интеллектуальном, и в нравственном смысле он "никакой". И не очень умный, и не мечтательный, и не романтический. Он умеет музыку играть. Все.
Что я у музыкантов-исполнителей вообще наблюдаю. С композиторами я дела не имел, а с исполнителями имел. Они все люди довольно, откровенно говоря, глупые, а в душевном смысле – сухие и черствые.
Практически все умные, душевные, нравственно приподнятые люди – умеют играть, занимаются музыкой. Но любительски. Чтобы играть по-настоящему – надо какие-то участки мозга омертвить, изгнать.
Вообще, музыканты-исполнители, как и большие математики, например, или большие шахматисты – это некие уроды. Генетические мутанты, флуктации вида "Homo sapiens". Это ненормальность, дефект породы. У них мозг иначе устроен. Но есть такие – и ими я восхищаюсь.
Байка вторая. Бэбэ.
Был у меня много лет назад один приятель. Забыл его имя. Очень верующий человек. Протестант, в конце концов – в "Церкви Христа" он был. Так вот он мне рассказывал. Заканчивал он школу, светила армия. А он тогда только обращался к Богу. И испытывал терзания. С одной стороны – "Кесарю кесарево", законы надо соблюдать. С другой стороны армия, оружие… Да и года были девяностые, межнациональные конфликты, того и гляди пошлют воевать. А как же "не убий"? Очень он мучился конфликтом. Однако призвали, прошел курс молодого бойца, отправили в часть. Никаких не было у него ни блата, ни знакомств, ничего.
Приезжает он в полк, там их встречает замкомполка. Смотрит на него, и вдруг говорит: "Ты убываешь в распоряжение начальника полкового оркестра".
Он в недоумении: "Как же так, я ни на одном инструменте играть не умею, музыке никогда не учился, нот не знаю…". "Выполнять".
Что делать, идет он к дирижеру, так мол и так, "в Ваше распоряжение прибыл".
Тот ему: "Будешь играть в оркестре".
Он
– Как же так, я ни на одном инструменте играть не умею…
- Будешь играть на Бэбэ!
- А что такое "Бэбэ"?
- Большой барабан. Вот барабан. Цепляешь на шею. Берешь колотушку. И долбишь со все силы в такт.
И так он два года и отслужил. Долбил себе колотушкой. И почитал это за Божественное чудо, что и закон он исполняет, и ничего богопротивного не делает.
Это только потом, после службы он понял, что командованию надо было просто подобрать физически крепкого (штука тяжелая) и на лицо симпатичного (чтобы на смотрах и парадах хорошо смотрелся) солдата.
А на бэбэ действительно почти любой играть может. На малом барабане, который дробь выдает и сигналы, не каждый. Даже и на тарелках все не просто.
Tags: видео, личное, лытдыбр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments